К проблеме операционно-программного суверенитета: платформа для действий (По проекту Операционно-технологический суверенитет России)
Статья в сетевом журнале
Одной из ключевых проблем мирового развития России является проблема операционно-программного суверенитета.
Постановка этой проблемы основывается на следующих положениях.
1. Россия является и должна оставаться суверенным государством. Обеспечение суверенитета является аксиомой внутренней и внешней политики России.
2. Россия является и должна оставаться одним из мировых лидеров в сфере программирования. Построение инновационной экономики в России в существенной мере должно обеспечиваться опережающим развитием ИТ-сферы, где Россия имеет огромный неиспользованный потенциал.
3. В отношении остального мира Россия может и должна выступать только как мировая держава, гарантируя всем народам мира возможность развития и противопоставляя однополярной и губительной глобализации политику мироизации на основе принципа соразвития.
Эти три императива отвечают на три ключевых вызова, с которыми Россия сталкивается на новом этапе:
1. Обострение отношений с США. Создание системы ПРО в Европе. Актуализация ядерной (и неядерной военной) угрозы. Обострение информационного противостояния со странами Запада.
2. Исчерпание возможностей советских основных фондов. Необходимость сверхинтенсивного обновления основных фондов, диверсификации национальной экономики и перехода общества к новому научно-техническому и социо-культурному укладу на основе опережающего развития.
3. Втягивание мира в хаос глобализации как непосредственная угроза национальной безопасности России. Сужение возможностей международной экономической деятельности (российское участие в ядерной программе Ирана). Повышение вероятности возникновения конфликтов, наносящих прямой ущерб национальной безопасности России вне зависимости от их исхода (полномасштабное столкновение НАТО с мусульманским миром).
В этих условиях зависимость России от программного обеспечения иностранного производства оказывается прямым препятствием на пути обеспечения реального суверенитета страны. Это требует постановки и решения проблемы операционно-программного суверенитета России.
Операционно-программный суверенитет — это способность России контролировать разработку и применение операционных систем и приложений, осуществлять мировое лидерство в ИТ-сфере с позиций мирового развития.
Обеспечение операционно-программного суверенитета предполагает:
1. Обеспечение безопасности использования ПО (исключение «недекларируемых возможностей») в стратегически важных сферах: военная, космическая, транспортная, финансовая, промышленная, образовательная.
2. Способность самостоятельно определять направление развития ИТ-сферы и осуществлять его (независимость от зарубежных поставок обновлений ПО).
3. Обеспечение для граждан Российской Федерации реальной всеобщей доступности базовой персональной ИТ-инфраструктуры как необходимой основы персонального развития и введения в соответствующую сферу стратегической занятости.
4. Построение на основе отечественной элементной базы и ПО массовых социальных практик, обеспечивающих переход к новому цивилизационному укладу: проектирование, экспертирование и реализация в социально-цифровой среде проектов развития; электронные лаборатории и цифровые промышленные полигоны; массовое персональное дистанционное образование и др. Право на свободный доступ к базовой ИТ-инфраструктуре и массовые социально-цифровые практики как основа гуманитарной социально-технической инженерии.
5. Предложение для народов всех стран мира доступной элементной базы и ПО с открытым кодом как альтернативы существующему неофеодальному господству ТНК в ИТ-сфере. Международная экспансия российских ИТ-корпораций на основе предложения лучшего в мире ПО (специализированные веб-сервисы, образовательные модули, модули для финансовой и других сфер) для операционных систем с открытым кодом как средство закрепления экономических и культурных (в том числе — языковых) позиций России во всем мире.
Таким образом, обеспечение операционно-программного суверенитета России может стать механизмом организации опережающего развития российской экономики и перехода к новому цивилизационному укладу. |
|