Все проекты развития на портале
ПРОЕКТНОГО ГОСУДАРСТВА

Как реализовывать проекты ДВИЖЕНИЯ РАЗВИТИЯ

С момента начала работы сайта ДВИЖЕНИЯ РАЗВИТИЯ выявилась первая сложность в организации работы активистов движения.

Основная задача ДВИЖЕНИЯ, ради чего оно и создавалось — реализация проектов развития страны и мира. Большое количество таких проектов выложено на сайте ДВИЖЕНИЯ, причем список Проектов является открытым.
Каждый участник ДВИЖЕНИЯ, желающий реально участвовать в работе, должен понять: претворение Проектов в жизнь является главной целью, которую преследовали создатели ДВИЖЕНИЯ. То есть каждый Проект является именно практическим Проектом, а отнюдь не теоретическим набором догматов, статей и общих пожеланий, типа «хорошо бы сделать так, чтобы было хорошо».
Без понимания возможности и необходимости именно практической реализации каждого проекта участие в нем не осознавшего это человека останется чисто номинальным. Это не нужно ни ему самому, ни ДВИЖЕНИЮ РАЗВИТИЯ. На то оно и ДВИЖЕНИЕ РАЗВИТИЯ, чтобы практически способствовать Развитию нашей страны, продвигая национальное и мировое развитие. Болтовня надоела уже всем; люди ждут Дела, способного вытащить нашу страну из сложной ситуации и сделать её мировой державой.

Вот для того, чтобы дать людям это Дело, и создано наше ДВИЖЕНИЕ.

Однако возникает вопрос: как на практике реализовывать выложенные Проекты? Как обычный человек — инженер, программист, менеджер, предприниматель, учитель или продавец — может помочь созданию 1000 российских самолётов к 2023 году? Как человек, не имеющий никакого отношения к системе образования, может помочь сделать российскую школу лучшей школой в мире, дающей стране миллионы Гагариных, Мальцевых, Алфёровых? Как обычный менеджер, занимающийся продажами бытовой техники, может помочь перенесению столицы России к Тихому океану?
Ведь в Кремле его, скорее всего, не выслушают, а сам он не имеет «свободного» миллиона долларов, который мог бы инвестировать в конкретный проект? (Хотя, заметим в скобках, среди участников движения уже есть и первые и вторые; и потом, можно «выходить» и на первых и на вторых, устанавливать с ними контакт и предлагать им помочь в реализации задач проектов развития).
Человек, желающий стать участником ДВИЖЕНИЯ РАЗВИТИЯ, не находит ответы на эти вопросы.
И от этого ему начинает казаться, что либо он такой бестолковый и ничего не понимает, либо те, кто предлагает к реализации эти Проекты, сами не знают, как именно их реализовывать. Результат подобного вывода — апатия и неверие в то, что в нашей стране вообще возможно изменить что-либо к лучшему…
Однако в этом и есть принципиальная ошибка. Изменения возможны — для этого надо всего лишь сделать две вещи: понять, как действовать, а затем действовать — но не впадать в разглагольствования о невозможности действовать.

Ниже приведём краткую рекомендацию «как реализовывать на практике Проекты ДВИЖЕНИЯ РАЗВИТИЯ».


Итак, программу реализации проектов можно условно, для удобства, разбить на пункты. Но прежде нужно понять одну простую вещь: любой Проект — это Путь. Для того, чтобы пройти Путь, нужно понять а) где ты находишься сейчас, б) куда тебе нужно дойти и в) как это сделать наиболее быстро и с наименьшими издержками. Простейшая задачка из математики для начальной школы.
Итак, если человек решил принимать участие в реализации проекта, лучше действовать по следующей схеме.

1. Прочитав Проект, прежде всего нужно понять: что является его целью?
Причём понять досконально, полностью и подробно. Что должно быть достигнуто в результате его реализации? О чём он? Что должно быть создано, спроектировано, построено, придумано для того, чтобы мы могли счесть данный проект реализованным?
Это — определение цели, к которой нужно двигаться.
Для того, чтобы дойти до конечного пункта, идти нужно не «куда-то туда», а в конкретную точку. Для этого нужно понять: что из себя представляет эта цель (дом, гора, город, пляж, театр, поле с цветами)? Причём понять в самом начале пути, чтобы не занесло по дороге бог знает куда… Древние говорили: «Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным».
Если цель не ясна из названия Проекта и аннотации на него — о ней можно спросить у тех, кто занимается Проектом более длительное время. Мы никогда не откажемся помочь.

2. Необходимо разобраться: а где, собственно, мы находимся в данный момент времени?
То есть нужно определить отправную точку, откуда начинаем своё движение.
Здесь необходимо пояснить, что отнюдь не всегда можно легко установить своё местонахождение. Скажем, в обычной жизни этому могут помешать плохая погода, отсутствие карты и незнание языка местного населения (когда спросить не у кого).
Для преодоления данного препятствия нужно определить имеющиеся в наличии «активы» — полезные знания по данному Проекту, информация о нём, данные о том, кто и что уже по нему сделал (а для этого, как отмечалось выше, нужно чётко понять, что из себя представляет данный проект — см. п. 1). Здесь могут быть полезны сайты с полезными наработками, статьи, книги, просто личные контакты. Если контактов пока нет, то их можно установить, — исходя из имеющейся информации, что кто-то уже чем-то подобным занимался. Если занимался — с ним можно связаться, поговорить, предложить сотрудничество.
Так или иначе, но с его информацией мы уже можем работать. Чаще всего, кстати, это бывает интересно для самих специалистов: у них, как правило, имеются серьёзнейшие проблемы с внедрением своих наработок. Вот мы им и можем помочь в реализации того, что они сами не могут реализовать.
Короче говоря: для реализации данного этапа принципиально важно создать информационную базу с возможностью поиска: где есть какая-либо информация по этому Проекту? Создание «Банка данных» по данному вопросу — один из основных элементов, составляющих фундамент успешной реализации Проекта.
В общем, если знаешь, где можно найти волшебную иглу, то можешь проще уничтожить Кощея Бессмертного. А если этого не знаешь, то борьба со сказочным злодеем превращается в поединок мыши с кошкой…

3. После того, как определены имеющиеся или необходимые средства (если с кем-то из работающих в этом направлении специалистов ещё не установлен контакт, этот пробел и нужно восполнить), необходимо определить примерные пути достижения поставленной цели —зная начальный и конечный пункты движения, следует определить маршрут, по которому придётся двигаться.
Допустим, нужно добиться реализации новой образовательной программы вместо той, что навязывают государству псевдолиберальные идеологи. Значит, нужно:

а) собрать необходимую информацию, доказывающую важность и пользу для общества именно того варианта развития образования, который предлагаем мы. Для этого надо установить контакты со специалистами, работающими в данной области, объединить их разрозненные наработки, убедить каждого из них, что с разрушительным влиянием бороться можно и нужно – нужно только объединить опыт и усилия;
б) наглядно показать общественности и представителям заинтересованных кругов, что вариант, предлагаемый недобросовестными «либералами», — не что иное, как убийство системы образования нашей страны. Сделать это можно как раз с помощью наработок профессионалов, не согласных с предлагаемыми «реформами» образования.
А «заинтересованные круги» могут быть разными: это и государственно мыслящие представители властной элиты (которым, зачастую, не на кого опереться в противодействии разрушению таких систем, как образование), и политические группы (лица), которым в данный момент нужно, для поднятия собственного авторитета, высказать что-нибудь «эдакое государственное». Может быть, потом от таких персон толку будет и немного, — но в данный момент они могут вполне эффективно помочь продвинуть наши идеи (попутно улучшая и свой собственный политический имидж);
в) предложить властной элите нашу модель развития системы образования, обстоятельно и технически грамотно показав, чем именно наша модель лучше враждебной. Для этого нужно объединить пункты (а) и (б) — сначала нашли, ЧТО показать, потом — КОМУ именно показывать.
Итогом может стать заинтересованность «сильных мира сего» в нашем информационном продукте, который мы именуем Проектом.

4. Следовательно, чтобы достичь конечного пункта, нужно определить промежуточные этапы пути следования.
Скорее всего, мы не сможем немедленно добиться внедрения нашей программы образования властными структурами. Значит, нужно определить, что следует делать, чтобы реально приблизиться к этой цели.
Достигнутый промежуточный этап — уже что-то. Он либо поможет приблизить нас к цели, сократив маршрут (если это направление выбрано верно), — либо покажет, что именно данный участок маршрута был ошибочным, и нужно идти другим путём. Как известно, отрицательный результат — это тоже результат (иногда не менее важный, чем положительный).

Для достижения промежуточных этапов, нужно:
а) определить, на какие элементы образовательной системы или общества (группы чиновников, объективных профессионалов в образовании, управленцев уровня завучей средних школ, родителей и пр.) нужно воздействовать, чтобы они стали с вниманием и интересом относится к нашим предложениям. Чем нам сможет помочь каждая группа? На какую нужно тратить больше усилий? С какой группой следует работать в первую очередь, а с какой начать сотрудничество позднее, когда наиболее значимые из групп уже будут охвачены нашим вниманием?
б) (что ещё важнее) понять: как к ним обращаться? Какие коммуникативные средства нужно использовать для достижения максимального эффекта при имеющихся возможностях: митинги, информационные акции, передачи на радио и ТВ? Или серии статей? Или написать на эту тему книгу и разрекламировать её в СМИ, попутно рекламируя и наш Проект? Если да — то где, в каких СМИ?
Какие информационные каналы из доступных нам обеспечат наибольшую эффективность в продвижении наших установок с наименьшими затратами? Если нужен какой-то информационный канал, которого в нашем активе однозначно нет (передача на ОРТ, например) — подумать, чем его можно с успехом заменить, или как добиться, чтобы мы всё-таки могли его использовать;
в) определить информационный материал, который мы будем предлагать каждой из вышеозначенных аудиторий.
То, что убедит родителей, не окажет никакого воздействия на чиновников (хотя и они тоже родители). И наоборот: родителям интересны их дети и условия, в которых и на которых они учатся, а перспектива записать в актив чиновника реализацию некоего Проекта, лежащего в русле объявленного Президентом РФ «национального проекта», их не интересует. То есть принципиально важно понять – что, как и кому говорить;
г) решить: что мы просим и требуем от каждой из целевых групп?
Часто бывает так: приходит человек к чиновнику, добившись после долгих мытарств встречи с ним, говорит ему правильные вещи… Но когда тот спрашивает: «Это всё хорошо, но что вы от нас-то хотите?» — человек теряется, не знает, что сказать… Не знает не потому, что глуп, — а просто потому, что не готов был просить у чиновника то, что тот, с одной стороны, сможет, а с другой — захочет дать.
То есть нужно научиться чётко формулировать свои запросы — понять, чего мы хотим от того или иного деятеля (от той или иной группы) на данном конкретном этапе работы.
Все эти «промежуточные этапы» реализации проекта малозаметны (разумеется, орать на митингах прикольнее и динамичнее), но именно они — если правильно определены и выполняются — в конечном итоге реализовывают Проект.

5. Далее пункт 4 повторяется регулярно.
Весь основой путь есть достижение промежуточных этапов, одного за другим, до тех пор, пока завершение последнего промежуточного этапа не стало завершающей точкой всего пути.
Если мы уже определили, куда нужно двигаться (п. 1), и знаем, где находимся сейчас (п. 2), — нужно составить маршрут (п. 3). Далее разбиваем этот путь на промежуточные этапы (п. 4) и двигаемся по ним, корректируя по необходимости направление движения к каждой конкретной точке. После достижения очередного промежуточного этапа мы решаем, какой будет следующим. И повторяем методику преодоления промежуточного этапа (п. 4) снова.
И так до победного конца.

Пример 1.

Выше мы показали, как это происходит на примере образовательных проектов. Но примерно так же реализуются и все остальные. Например — касающиеся новой урбанизации.
Для начала, занимаясь ими, нужно выяснить: что конкретно в сегодняшней урбанизационной политике нас не устраивает.
Отсюда проще понять — что мы предлагаем лучше, чем то, что имеется? Или что мы должны предложить? Какой, с нашей точки зрения, должна быть урбанистика будущего в нашей стране?
Какие основные задачи она должна выполнять? То есть, говоря упрощённо: должна ли система, обеспечивающая население жильём, стать товаром, который является сугубо коммерческим, или же остаться неотъемлемой (внекоммерческой в своей основе) составляющей российской цивилизации, которая гарантирует людям качественное и на самом деле доступное жильё — ради возможности развития человеческого капитала России и улучшения качества жизни её жителей?
Каким должно быть жилище? Какие источники будут обеспечивать его энергией наиболее оптимально? Какого рода коммуникации наиболее подходят для нового типа жилищ?
Это — этап 1.

На этапе 2 нужно разобраться: какие наработки на эту тему уже существуют? Следует собрать их все, систематизировать, связаться с их авторами, наладить с ними стабильные контакты. Предлагаемый Проект новой усадебной урбанизации и его составные элементы (само жилище, инфраструктура, энергообеспечение, транспортные сети и пр.) должен быть чётко понят и осознан теми, кто его реализует.
Все материалы, как говорил Шерлок Холмс, должны быть в идеальном порядке и всегда под рукой. Их успешное использование в дальнейшем зависит от того, насколько качественно они собраны «в одном месте». Точно так же невозможно успешно и быстро применить оружие в критической ситуации, если его части раскиданы по всей квартире, а патроны вообще находятся «где-то там, у знакомых»…

На этапе 3 нужно выработать понимание тех путей применения имеющейся информации, которые обеспечат наиболее успешное её использование.
Кому нужно донести эту информацию?
Чиновникам — чтобы они, опираясь на собственный интерес и пользу от предлагаемого нами для общества, помогали успешнее её реализовывать?
Учёным — чтобы они могли использовать её для продвижения новой, более удобной для жизни и более эргономичной системе урбанизации в научной среде?
Журналистам — чтобы они максимально широко информировали общество о наших предложениях?
Кому-либо ещё?
Надо понять, на какие «узловые точки» общества необходимо и возможно «надавить», чтобы предлагаемые нами идеи стали претворяться в жизнь.

На этапе 4 нужно, определив методы использования информации и выстроив последовательность действий, чётко и неуклонно добиваться реализации намеченного плана.
Если нужно установить контакт с чиновником (учёным, общественным деятелем и пр.), который может быть полезен для реализации проекта, следует понять: как именно на него нужно «выйти»? Звонить ему в приёмную? Слать факсы с приглашением принять участие в наших мероприятиях? Выяснить, кто может помочь установить с ним контакт и действовать через этого человека?
Если нужно информировать общественность — какие методы лучше использовать? Статьи, радиопередачи, что-то ещё? Как лучше апеллировать к общественности, с помощью каких аргументов? Объяснять ей неизбежность надвигающегося кризиса систем ЖКХ? Или, наоборот, без «запугивания» людей (их и так сегодня запугивают все, кому не лень) объяснить им преимущества прелагаемого нами нового принципа построения жилищного комплекса страны?

Это — промежуточные этапы, без предельно чёткого определения которых не возможна реализация проекта. Но по их последовательной реализации, как по ступеням, можно подойти к конечной реализации всего проекта.

Пример 2.

Ещё один пример реализации Проектов — продвижение Идеологии Развития через демонстрацию российскому обществу политики развития, проводимой в Малайзии её властной элитой на протяжении последних пятнадцати-двадцати лет.
Популяризация информации о Малайзии в интеллектуальной среде России может помочь одним ударом добиться нескольких целей.
1. Малайзия — одна из ключевых стран, влияние на которые позволяет влиять на новый «центр мира» — Азиатско-Тихоокеанский регион. Главная мировая арена постепенно перемещается из Атлантики в Тихий океан; основные события мировой политики ближайшего будущего будут происходить именно там.
2. Пример Малайзии показывает, как государство может эффективно развиваться и решать острейшие проблемы:

- проблему национальной раздробленности,
- проблему экспансии представителей нетитульной национальности,
- проблему противодействия неоколониальной политике ведущих «цивилизованных» стран мира,
- проблему скатывания в «экономику трубы»,
- проблему измены той части властной элиты, что ориентирована на «западные ценности» и пр.

Важно, что все эти проблемы чрезвычайно сходны с теми, что стоят сегодня перед нашей страной. Малайзия их решает — и этим она показывает и нам, и остальным странам мира, что решать их и можно, и нужно.
3. Малайзия — мусульманская страна современного типа, при этом имеющая значительный авторитет в мусульманском мире. Нет нужды объяснять, насколько возможности сотрудничества с этой страной и влияния на нее важны для мира — и для России в частности.
Понимание этого составляет этап 1.

Однако, чтобы влиять на что-то, нужно знать и понимать то, с чем имеешь дело.
В нашем обществе, к сожалению, отсутствует даже минимально необходимое понимание того, что же такое Малайзия, малайское общество, малайская элита и малайская политика Развития? Чаще всего граждане России даже не вполне представляют себе, где Малайзия находится?
Вместе с тем попытки контактов между российскими и малайскими интеллектуальными элитами и шаги к развитию этих контактов уже так или иначе предпринимались. Руководство Малайзии неоднократно высказывалось по поводу России, были визиты российского руководства в Малайзию, на которых делались исключительно важные заявления. Кто-то писал статьи, кто-то имел контакты с представителями малайской интеллигенции и бизнеса. Всё это — активы, на основании которых можно строить дальнейшую работу. Сбор таких данных — этап 2.

Этап 3 — определение конечной цели: что же мы хотим получить от контактов с Малайзией?
Это было описано выше: наша властная элита должна перенять теоретические и практические наработки, сделанные Малайзией и касающиеся вопросов развития страны. Следовательно, с опытом Малайзии нужно максимально широко знакомить и российское общество, и российскую элиту — интеллектуальную и властную.

Этап 4 — понимание: как лучше это сделать? Какими средствами можно наиболее оптимально ознакомить российское общество с примером малайской политики Развития?
Один из способов — выпуск книг. Краткие информационные материалы (передачи, статьи, рассказы и пр.) не могут помочь «поднять» такую сложную и всеобъемлющую тему.
Первым опытом в этом направлении стала организация издания книги малайского автора Анвара Ридвана «Были и небыли островов Огонсото» — типичный пример созданной в Малайзии литературы, ориентированной на широкий круг читателей.
Вначале нами были установлены контакты с российскими гражданами, работающими в Малайзии или имеющими тесные связи с интеллектуальными или деловыми кругами Малайзии. Потом с помощью этих контактов мы выясняли, есть ли у малайской стороны какие-либо предпочтения, заинтересована ли она в «продвижении» Малайзии в России?
Выяснилось: предпочтения имеются и заинтересованность — тоже. Одна из государственных структур Малайзии планирует выпустить книгу Анвара Ридвана в России. И наша помощь в организации этого издания, а также его рекламы оказалась для представителей малайской стороны как нельзя более кстати.

Следующий, 5 этап, который пока находится «в работе» — написание и издание специализированной книги, непосредственно посвящённой опыту Малайзии в развитии своей страны и укреплении собственной государственности. Были обдуманы и найдены необходимые «ходы» — к кому и как обращаться, чтобы успешно реализовать этот промежуточный этап. К каким малайским чиновникам следует прийти, через кого с ними нужно связываться, какие письма написать, чтобы вызвать у них интерес к предлагаемой нами работе…
Таким образом, через постановку промежуточных этапов и их достижение обеспечивается выполнение главной задачи: заинтересовать российское общество (в первую очередь «узловые» его группы) Малайзией и опытом Малайзии в решении сложнейших проблем, стоящих перед государственническими элитами и Развития страны.

На основе описанных выше рекомендаций каждый, кто хочет что-то делать реально, а не на словах, может составить представление о том, как ему следует действовать. Добиться можно всего, чего угодно. Нужно только: а) правильно выбрать цель, б) понять, как её достигнуть и в) не сворачивать с намеченного пути.
Дорогу осилит идущий, сколь бы далека и тяжела они не была. Примеров тому, как казавшиеся ранее немыслимые проекты успешно реализовывались, немало. В том числе и в нашей стране.
Главное — помнить: кто хочет сделать что-то, ищет путь к достижению цели, кто не хочет — оправдания, почему это сделать «невозможно».


Материалы

1. Представления о программах и программировании в контексте методологической работы
(В формате Word (490Kб) )
2. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
(Доклад В. Давыдова и Ю. Громыко на III Международном конгрессе по теории деятельности )
3. Проектирование и исследование социокультурных и социотехнических систем
(На сайте PRISS-Laboratory выложены материалы, представляющие интерес для всех, кто занимается проектными работами - особенно в части теории.)
4. Рефлексия и общество
(На сайте Reflexion.ru выложены материалы, касающиеся рефлексивных и проектных технологий)
5. Методологический смысл оппозиции натуралистического и системодеятельностного подходов
(Статья Г. П. Щедровицкого, посвящённая теории проектной деятельности)
6. Проекты развития ПБ ИНМИРА
(О смысле и назначении проектов развития.)

Все проекты развития на портале
ПРОЕКТНОГО ГОСУДАРСТВА
Разработка сайта — T-Web
Дизайн сайта — Soliday.ru
© 2005—2013
Официальный сайт «ДВИЖЕНИЕ РАЗВИТИЯ»
Связаться info@d-razvitija.ru
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика